Короткий тест на сообразительность. Что общего между тремя вопросами:
- Стоит ли нам рекламироваться в Директе?
- Обязательно иметь сайт, чтобы получать клиентов из Интернета?
- А можно на сноуборде не только спускаться с горы, но и наоборот?
Общего на самом деле очень много. Они написаны на русском языке, размещены на одной странице… Но, как несложно догадаться, речь немного о другом. Мы здесь все-таки говорим об интернет-маркетинге, а не изощряемся в софистике.
Итак, отгадка:
Все эти вопросы — неправильные. За ними стоит попытка выяснить мелкие детали, разглядеть деревья вместо леса. Они не принесут вам пользы.
Ответы на них (и еще на миллионы похожих) найдутся сами собой, если вы познакомитесь с ситуацией в целом. В случае со сноубордом все более-менее просто — нужно разок покататься. Добиться понимания через практику в плане продвижения в Интернете — несколько более долгая задача. Попробую сэкономить вам время: дам выжимку из собственного опыта.
Почему время трюков и простых ответов прошло
Интернет — это конкурентная среда. Если что-то несложно для вас — значит, не составит проблемы и для десятков других компаний, продающих то же самое.
Впрочем, дело не только в конкуренции. За последние 10 лет потребительское поведение пользователей Рунета стало более сложным и продуманным. Покупатели приобрели привычку гуглить отзывы, пользоваться агрегаторами цен и спрашивать рекомендацию у знакомых в соцсетях.
Что бизнесу с этим делать?
Бизнесу нужно понять, что любому продукту в Интернете требуется комплексное продвижение. Сложно и нерационально выезжать только на одном методе (будь то контекстная реклама, SEO или SMM).
Говорю это на основе собственной практики. Я оказываю услуги в очень узкой, специфической области — делаю SEO-аудиты. В своих рекомендациях затрагиваю не только аспекты оптимизации. Очень часто консультация содержит моменты, которые можно отнести к SMM, техникам повышения юзабилити и конверсии, стратегии контент-маркетинга. И так получается не потому, что я стремлюсь объять необъятное. Просто это эффективно работает на конечную задачу SEO-аудита: получение максимума целевых посетителей из поисковых систем.
Почему комплексное продвижение так важно
Разнообразие каналов привлечения клиентов увеличивает устойчивость бизнеса. Эта причина самая очевидная, но не главная и не единственная.
Важно понимать:
Разделение услуг веб-студий например, на контент-маркетинг, поисковую оптимизацию и продвижение в соцсетях — во многом условно. Это ярлык, упаковка. Если порвать ее и посмотреть на ситуацию в целом, то останутся только потенциальные клиенты, которые посещают разные сайты (поисковики, соцсети) — а ваша задача в том, чтобы установить контакт с этими людьми и перевести их в категорию реальных покупателей.
Конечно, выделение отраслей интернет-маркетинга нужно не только тем, кто продает услуги продвижения. В каждой области своя методология и инструменты. А в разных нишах стоить делать акцент на разных методиках (так, для b2b-ниш SMM традиционно идет хуже, чем для b2c).
В то же время — практически всегда одновременное продвижение по нескольким направлениям дает лучший эффект.
Как разные каналы усиливают друг друга
В возникающей синергии нет ничего сверхъестественного, это нормальное явление. Конкретные механизмы могут различаться (и их очень много). Пара примеров.
SEO + Директ
Если вы готовите сайт к поисковому продвижению, то вам приходится создавать множество страниц, отвечающих на разные запросы пользователя. Чтобы собрать хороший трафик, нужно выйти в ТОП поисковиков не по одному, а по ряду запросов. На каждый такой запрос нужна своя страница. Например, парикмахерской нужны отдельные страницы, где рассказывается о специфике таких услуг, как:
- мужские стрижки;
- окрашивание волос;
- свадебные прически;
- вечерние прически;
- (и так далее).
Каждую страницу, созданную в интересах SEO, можно использовать как посадочную для контекстной рекламы. Конверсия будет наверняка выше, если использовать в Директе большое количество страниц, где перечислены конкретные условия, особенности и преимущества для разных сегментов целевой аудитории.
Пример и пояснение на скриншоте:
Есть и обратный позитивный эффект. Привлекая большое количество посетителей из контекстной рекламы, мы можем положительно влиять на поведенческие факторы сайта, что приводит к улучшению его ранжирования, то есть дает «бонус» для SEO.
Директ + SMM
Тоже вполне себе «сладкая парочка».
Допустим, та же парикмахерская ведет группу в соцсети. Регулярно размещает интересные материалы, красивые фото своих работ, заигрывает с подписчиками и растит их число. Поможет ли это лучше продавать услуги через Директ? Вполне вероятно!
В группе сидят потенциальные клиенты, у которых на данный момент нет выраженной потребности навести марафет. Но вот одна из подписчиц выходит замуж. И тогда… нет, она не полезет в соцсеть искать того, кто полгода развлекал ее картинками. Она забьет в адресную строку браузера что-то вроде «свадебная прическа Москва». Увидит в выдаче рекламное объявление парикмахерской, бренд которой ей уже знаком. В голове у нее щелкнет «о, я ведь у них красивые фото в ВК видела, наверное неплохо делают!» — и ваш сайт получит лояльного посетителя. А там и до заказа на внушительную сумму недалеко.
Работает ли это в обратную сторону? То есть можно ли превращать «залетных птиц» с контекстной рекламы в лояльных подписчиков в группах? Конечно, и даже нужно! Далеко не каждый посетитель у вас что-то купит — и это нормально. Но установить контакт на будущее можно если и не со всеми, то с очень многими. Так что смело (но не навязчиво!) предлагаем подписаться/вступить, пообещав скидку или еще какой-нибудь бонус.
Коротко о главном
Ответим на вопросы из начала статьи в свете этих принципов, чтобы показать, как их понимание помогает на практике.
«Стоит ли нам рекламироваться в Директе?» — стоит, если есть достаточный поисковый спрос и вы понимаете, что просто закинуть денег на счет — недостаточно, чтобы клиенты выстроились в очередь. Если вы готовы встроить рекламную кампанию в комплексную стратегию продвижения.
«Нужен ли сайт?» — скорее всего да, потому что строить комплексное продвижение без кусочка Всемирной Паутины, который вы полностью контролируете, довольно сложно: целый ряд методик применить будет нельзя.
В начале статьи стоит фото сноубордиста. Продвижение на какой-то одной «фишке» или «теме» имеет с ним много общего. Сноуборд позволяет красиво катить с ветерком — но только если есть подходящий склон. Двигаться по равнине или, тем более, забираться в гору на сноуборде — проблематично. Так и с бизнесом: можно привлекать клиентов, вкладывая деньги только в один канал — но лишь в особых условиях, когда нет серьезной конкуренции.
Если же конкуренты не дремлют — лучше иметь вторую точку опоры, альтернативные и вспомогательные каналы.
Итак, если хотите стабильный поток клиентов — используйте комплексное продвижение, переходите со сноуборда на лыжи! Удачного пути вашему бизнесу!