Маркетолог из Distilled рассказывает про оптимизацию страниц категорий. Это страница, которая генерирует основную долю трафика в интернет-магазине, поскольку пользователи гораздо чаще вводят более общие названия искомых товаров. От оптимизации зависит, сколько визитов вы получите на сайт, сколько далее будет продаж. Как не потерять покупателей — читайте в статье.
Без учета домашней, страницы категорий в интернет-магазинах генерируют большую часть органического трафика. Не удивительно, верно?
Я решил выяснить, сколько органического трафика собирают страницы категорий. Я зашел в поисковую консоль одного из наших клиентов. Это успешный интернет-магазин, который работает уже не первый год.
Вот, что я выяснил:
- Страница категорий: генерирует 5% кликов, маска URL — example.co.uk/mens-jeans.
- Страница подкатегории 1 уровня: генерирует 25% кликов, маска URL — example.co.uk/mens-jeans/skinny-jeans.
- Страница подкатегории 2 уровня: генерирует 16,5% кликов, маска URL — example.co.uk/mens-jeans/skinny-jeans/ripped.
- Домашняя страница: генерирует 40% кликов, маска URL — example.co.uk.
- Не транзакционные страницы — генерируют 5% кликов, маска URL — example.co.uk/about-us.
- Страницы продуктов — генерируют 8,5% кликов, маска URL — example.co.uk/black-ripped-skinny-jeans-1.
Это исследование подтверждает мой тезис: страницы категорий и подкатегорий обеспечивают основной трафик на сайт, не рассматривая домашнюю страницу. В нашем случае это почти 50% всего трафика из поиска.
Итак, мы поняли, что страницы категорий — это важно. Почему?
- Важность страниц категорий для SEO
- Когда нужно создавать новые страницы категорий
- Как найти возможности для открытия новой категории товаров
- Исследование ключевых слов, что же еще
- Текущая ситуация
- Проверка конкурентоспособности
- Контент на странице категории
- Оценка параметра качества страницы
- Риски создания новой страницы категории
- Каннибализация ключевых слов
- Проблемы с обходом сайта
- Качество внутренней перелинковки
- Заключение
Тематический трафик – альтернативный подход в продвижении бизнеса.
Важность страниц категорий для SEO
С большей вероятностью, пользователи будут вводить поисковый запрос с более общими терминами, а не названия конкретных товаров. Если я захочу купить свитер, то я буду искать что-то вроде «мужские свитеры». Могу еще добавить название какого-нибудь бренда одежды, который мне нравится. А специфическое название конкретной модели мне забивать в поиск будет просто лень. И не зачем.
Для случая, когда пользователь вводит название конкретной модели, и есть страницы товаров. Человек, который попадает на такую страницу, как правило, уже знает, что ему нужно. А значит, нужно его ввести в вашу воронку продаж поближе к моменту совершения конверсии.
Оптимизированные страницы категорий, которые соответствуют общим запросам пользователей, облегчают их жизнь. А еще они помогают поисковым системам лучше понимать структуру сайта и сканировать его.
С точки зрения структуры сайта (см. скриншот), страницы категорий получают дополнительное преимущество по сравнению с отдельными, более изолированными, страницами. Я говорю о ссылках. Как правило, все дочерние страницы ссылаются на родительские. В итоге на любую страницу можно будет попасть из карточки товара за 1 клик.
Кроме того, если говорить о ссылочном профиле — как правило, страницы категорий получают гораздо больше внешних ссылок. А, насколько мне известно, сейчас ссылки остаются одним из важных факторов ранжирования (но не единственным). Об этом говорят авторитетные источники, например, SEMRush.
Вот 3 основных положения, которые нужно понять и принять к этому моменту:
- для интернет-магазинов страницы категорий — ключевые с точки зрения привлечения трафика;
- они — ключевая структура в информационной архитектуре сайта;
- они — связующее звено в интернет-магазине.
Когда нужно создавать новые страницы категорий
Задайте себе вопросы:
- С какой целью я буду создавать новую страницу? Чего я пытаюсь достичь?
Если вы хотите внедрить новые ключевые слова — перспективные с точки зрения частотности — или намереваетесь улучшить иерархическую структуру сайта, чтобы пользователям было легче находить товары, переходите к следующему вопросу.
- Достаточно ли у меня товаров для заполнения новой категории?
Чтобы категория получилась «весомой» для SEO, нужно наполнить ее определенным количеством товаров. В противном случае она получится «худой» и не принесет пользы вашему SEO. Google понизит рейтинг такой страницы.
Ответа на вопрос: «Сколько продуктов должно быть в одной категории» вы нигде не найдете. Ответ стандартны: анализируйте нишу, изучайте конкурентов. Если вы продаете 10 товаров, а конкурент — 100, ваша категория будет считаться бедной.
Не забывайте думать о людях. Зачем человеку страница, на которой он увидит лишь 2 товара? Он не запомнит ваш сайт, пойдет туда, где ассортимент больше.
- Когда мне следует думать о создании новой страницы?
Это задача не разового характера. О верной категоризации вам придется думать всегда. Регулярно отслеживайте, что происходит с ассортиментом вашего интернет-магазина.
Для примера, я дам несколько ситуаций, в которых уже пора думать о новой странице категории.
- Ваш маркетинг и развитие бренда подсказывают вам, что пора выводить на рынок новый товар или услугу.
- В интернете набирает популярность какой-нибудь тренд, событие становится виральным. (Например, сувенирная продукция во время Чемпионата Мира 2018).
- Наступает новый год, вы запускаете новую линейку товаров.
Также перенос сайта на другой домен — еще одна причина пересмотреть текущие страницы категорий. Вне зависимости от целей миграции сайта — изменение структуры URL, смены домена, хостинга — определите заранее, что вы будете делать с текущим ассортиментом и его категоризацией.
Для ввода новой страницы категории вам нужна цель. Не делайте это только потому, что вам так захотелось. Обратитесь к первым двум вопросам из начала этого раздела и докажите, что вам нужна новая категория товаров на сайте.
Как найти возможности для открытия новой категории товаров
Окей, поняли, что страница нам нужна. Вот, что еще нужно сделать на этапе подготовки. И начнем мы с того, что вам уже, конечно, знакомо.
Исследование ключевых слов, что же еще
Основа любого поискового продвижения — исследование ключевых слов. Используйте разные методологии и инструменты, не бойтесь экспериментов.
Вот мой персональный список инструментов, которые нравятся:
- KeyWord Planner — удобно, когда настраиваете контекстную рекламу в Google. В таком случае у вас будут дополнительные данные для анализа.
- Ahrefs — не буду объяснять, почему считаю его крутым.
- SEMrush — интересный инструмент для определения конкурентности.
- Answer The Public — полезный сервис для сбора ключей с длинным хвостом (особенно в вопросительной форме) и проведения сравнительного анализа.
- Wordstat Assistant — для анализа русскоязычного сегмента.
Если вы найдете ценные ключи с большим объемом поиска, то бинго! Этого достаточно, чтобы добавить еще аргумент в пользу открытия новой страницы категории. Если люди ищут термин, почему мы не сделать специальную страницу?
Текущая ситуация
Ключи собрали, отлично. Как бы часто вы не смотрели в Яндекс.Метрику, покопайтесь в ней еще. Постарайтесь выяснить следующее:
- Находятся ли текущие страницы категорий по нерелевантным запросам? Например, моя текущая страница — /mens — jumpers/page ранжируется по ключевому слову «кардиганы». Это и есть та возможность, о которой я говорил. Оцените количество отказов, количество переходов, прежде чем принимать решение.
- Является ли страница категории результатом поиска разных вариантов одного и того же товара? Предположим, что страница / mens — jumpers/page также ранжируется по запросу «джемпер с высоким горлом». Возможно, следует создать отдельную категорию для таких товаров.
- Находятся ли страницы продуктов по запросам со страницы категории? Вы не только получите выгоду от поиска по этому конкретному ключу, но и обеспечите полное удовлетворение поисковой потребности пользователя, который ожидает найти на странице именно те продукты, которые ищет.
- Не превышает ли количество товаров в одной категории количество товаров в аналогичной категории конкурента? Например, вы видите, что у вас в одной категории 100 товаров, у конкурента — 50. Оцените его ключевые слова, оцените свои и сравните.
Проверка конкурентоспособности
Возможно, конкуренты уже заметили возможности. Чего ждете вы? Аудит конкурентов — необходимый этап для создания новой страницы категории.
Я дам пару советов:
- Начните с проверки сайта вручную. Система навигации и фильтры дадут вам представление о структуре сайта и ключевых словах.
- Далее воспользуйтесь сервисами вроде Ahrefs или SEMrush.
- Соберите информацию о страницах сайта — URL-адресах, мета-данных, заголовках. В них обычно специалисты вписывают основные ключевые запросы. Для этого мне нравится использовать Screaming Frog.
Контент на странице категории
У разных оптимизаторов разные мнения относительно контента, который должен быть на такой странице.
Некоторые говорят о том, что дескрипшны на такой страницы нужны исключительно для целей SEO, а для пользователя не имеют значения. Как правило, обычные интернет-магазины придерживаются правила: от 150 до 250 символов описания с вписанными частотными ключами. Располагают обычно вверху или внизу страницы.
Посмотрите на пример ниже: текст располагается внизу страницы. Пользователю придется прокрутить страницу до конца, чтобы прочитать текст. Но и он не добавляет никакой ценной информации, поскольку он просто набит ключами, не несет никакой дополнительной ценной информации.
Я руководствуюсь принципами:
- краткое, уникальное описание, которое пользователь сможет свернуть/развернуть (очень удобно для реализации мобильной версии);
- есть ключевые слова, которые с одной стороны, полезны для пользователя, с другой — дают поисковикам пищу для анализа релевантности сайта;
- текст помещается вверху страницы, чтобы его заметил и поисковой робот, и человек.
Так вы будете использовать это описание в качестве полезного дополнения к метаданным вашей страницы. И поисковая система поймет, что вы продаете на ней, и человек начнет доверять вам чуточку сильнее.
Не забывайте и о внутренних ссылках, которыми можно усилить более слабые или новые страницы интернет-магазина. Об этом я расскажу позже.
Оценка параметра качества страницы
Описание страницы имеет еще одну область влияния — показатели качества в рамках ведения контекстной рекламы. Это совокупный показатель качества ваших объявлений. Обычно страницы категорий являются целевыми страницами при ведении рекламных кампаний. Делайте все, что в ваших силах, чтобы повысить качество рекламы и эффективность интернет-маркетинга.
Показатель сообщает, насколько полно страница удовлетворяет потребности пользователей. Это один из важных параметров, поэтому уделите его проверке особое внимание.
Риски создания новой страницы категории
Я говорил, что это деликатное решение. Вот, с какими проблемами вы можете столкнуться.
Каннибализация ключевых слов
Прежде чем начать писать текст, оцените риск каннибализации ключевых слов, про нее часто забывают, но вероятность достаточно высокая.
Если страницы будут слишком похожи друг на друга с точки зрения SEO, особенно, когда речь идет о заголовках и метатегах. Страницы не будут полностью использовать потенциал привлечения органического трафика и будут конкурировать за одни и те же ключевые слова.
Поисковая система будет пытаться определить, какую же именно страницу нужно поместить в выдачу.
Пример незначительной каннибализации ключей можно увидеть тут. Заголовок страницы: Mens Jumpers, Cardigans & Knitwear, Cheap V-Neck Cable Knit Jumpers, UK Sale | MandM Direct.
Он не только переоптимизирован, но и конфликтует со страницами подкатегорий. Они оптимизированы почти под все ключи, использованные на родительской странице категории. Вот заголовок одной из дочерних страниц: Cheap Mens V-Neck Jumpers | MandM Direct.
Откроем любую страницу подкатегории. Я бы изменил описание страницы и заголовок как-то так: Mens Jumpers, Cardigans & Knitwear — UK Sale | MandM Direct.
Чтобы не допустить каннибализации, отслеживайте ключи, которые уже используете на сайте. И не забывайте смотреть на уникальность текстов и тегов. Не бойтесь повторно оптимизировать страницы, экспериментировать с существующими данными и старайтесь все делать красиво.
Проблемы с обходом сайта
Поисковой робот не обходит сразу все страницы вашего ресурса. Это так называемый «бюджет краулера» — количество страниц, которые Googlebot может проиндексировать.
Контраргумент для открытия новой страницы категории — появится слишком много новых страниц, которые не сможет обойти поисковой бот. Для больших сайтов электронной коммерции открытие новой категории — всегда риск.
На мой взгляд, это касается только очень крупных интернет-магазинов.
В частности, хорошо структурированная навигация — залог того, что вы не столкнетесь с подобными проблемами.
Качество внутренней перелинковки
Это более серьезная проблема, чем предыдущая. Вот почему: создание новых страниц на сайте означает, что доля внутренних ссылок перераспределяется. Если следить невнимательно, вы можете нарушить ссылочный профиль сайта.
Не забудьте смотреть, как новая страница повлияет на баланс внутренних ссылок. Конечно, большая разница между 10 и 1000 новыми страницами. Правило простое: создаете новую страницу — думайте о стратегии внутренней перелинковки.
Заключение
Страницы категорий — основа сайтов электронной коммерции. Оптимизатор и вебмастер должны следить за тем, чтобы они приносили вам трафик.
Категории важны для структуры сайта, при реализации стратегии ссылочного продвижения и внутренней перелинковки, поскольку привлекают большую часть трафика.
Советы, которые я дал, помогут вам реализовать потенциал таких страниц по максимуму и получить еще больше трафика.